росЗИТЛП в Омске: расписание, высшее образование, курсы, дистанционное обучение

УСТАВ ГОУ ВПО РосЗИТЛП
Устав
план работы филиала Росзитлп мгуту в омске
План работы
СДО Прометей
Вход в СДО «Прометей»
Расписание занятий студентов
Расписание занятий
Конференции
Конференция
Контакты
Контакты

Меню сайта

Категории
ЕГЭ
ФГОС
Довузовская подготовка
Обучение
Дистанционное обучение
Рейтинговая оценка

Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Все новости

Статьи » 2012 » Январь » 24 » Проблемы адаптации и обучения инвалидов по слуху в высшей школе

09:53
Проблемы адаптации и обучения инвалидов по слуху в высшей школе
Чащина Наталья Дмитриевна
Чащина Наталья Дмитриевна,
старший преподаватель кафедры технологий промышленности
(ГОУ ВПО "Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности",
филиал в г. Омске)


В последнее время государство уделяет большое внимание проблемам инвалидов, их адаптации в социальной среде. В связи, с чем поднята одна из важных проблем социальной адаптации инвалидов -получение высшего образования. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Получение образования является важным каналом социальной мобильности инвалидов, поскольку расширяет их возможности интеграции в общество, позволяет стать конкурентоспособными на рынке труда, дает экономическую независимость.

По данным Минсоцздравразвития известно, что не более 5% инвалидов получают высшее образование, и не более 36% получают профессиональную подготовку и переподготовку. Вот основные причины низкого охвата профессиональной подготовкой инвалидов:
  • тяжелые формы инвалидности, как правило, затрагивающие интеллект;
  • проблемы с получением среднего образования;
  • отсутствие мотивации к получению профессии;
  • психологическая адаптация в обществе здоровых людей.
В настоящее время нарушение слуха является одним из самых распространенных и трудно поддающихся лечению дефектов, серьезно осложняющих нормальную адаптацию (имеется в виду социальная и психологическая адаптация) человека в обществе. В процессе адаптации плохо слышащих к обществу слышащих людей возникает целый ряд сложностей, в том числе и психологического характера. Выключение одного из анализаторов (слухового) приводит к неполному восприятию окружающей действительности (отсутствует акустическая сторона). Это оказывает существенное влияние на общее психическое развитие плохо слышащего. Как отмечает словацкий учёный Л. Пожар, в результате этого «нарушается функциональное единство всех душевных явлений, что может привести к изменениям целостного процесса развития личности».
Дефект слуха значительно отражается на положении человека в социуме. Л. С. Выготский обращал внимание на социальную обусловленность личности инвалидов. Некоторые особенности характера, как и черты личности, свойственные им, могут возникнуть и сформироваться только в условиях социальной адаптации, в которой слабослышащие и глухие осознают своё отличие от обычных людей. Иначе говоря, именно потому, что, живя среди людей с нормальным слухом, они замечают некоторые отличия в отношении к себе сравнительно с отношением к их слышащим сверстникам. Чрезмерное внимание, забота, жалость - может привести к формированию иждивенческих тенденций у глухих и слабослышащих. И, наоборот, игнорирование, пренебрежение по отношении к ним порождает такие негативные личностные черты инвалидов, как импульсивность и агрессивность. Однако при правильном отношении к ним как к равноправным (и равноценным) членам общества этого можно избежать.
В Омском филиале «РосЗИТЛП» на специальности 260609 «Конструирование изделий из кожи», обучалось четыре слабослышащих студента.  Несмотря на малочисленность данной группы, преподавательский состав встретился с определенными трудностями в обучении данной категории студентов. В связи с чем, в рамках данной статьи хочется поделиться опытом их обучения.
С появлением данной категории обучающихся, преподавателям пришлось внести корректировки в методику преподавания:
  • подготовить к каждой лекции терминологический словарь, с терминами, встречающимися впервые в лекции, что позволяло меньше времени затрачивать на разъяснение данной терминологии;
  • излагать материал лекции только лицом к аудитории, используя тщательную артикуляцию;
  • подготовить электронный материал лекций, для домашнего прочтения их студентом;
  • раздаточный материал к лекции включал все схемы и чертежи, выполняемые преподавателем на доске, что позволяло студенту более быстро понимать излагаемый материал, не перечерчивать с доски, а только следить за построением;
  • по дисциплинам «Конструирование изделий из кожи», «Конструирование кожгалантерейных изделий», «Основы конструирования спортивных изделий» были разработаны алгоритмы последовательности выполнения чертежей, которые в последствии с успехом использовались и другими студентами;
с целью контроля усвоения знаний этой категории учащихся, были разработаны тестовые материалы по каждой теме, что позволяло своевременно реагировать на отрицательный результат.
Обучение совместно со слышащими благотворно влияет на расширение круга общения этой категории учащихся, но тем не менее эта группа студентов чаще оказывалась вне общества слышащих, а «рядом» сними. С целью объединения учащихся при выдаче групповых заданий, «группу» слабослышащих разбивали, включая одного слабослышащего студента в подгруппу со слышащими. При этом доклад о результатах проделанной работы очень часто делал слабослышащий студент. Работа над одной проблемой, обсуждение одной темы, способствовало объединению ребят, позволяло студентам с проблемами слуха раскрыться, преодолеть страх общения, а их коллегам быть более терпимыми в общении. На семинарах и защитах курсовых такие студенты, наравне со всеми, выступали с докладами, что расширяло их словарный запас, помогало им совершенствовать свою речь.
В процессе адаптации плохо слышащих в условиях учебно-образовательном процесса возникает целый ряд сложностей, в том числе и психологического характера. Отношения с этими студентами складывались не всегда ровно. Среди них были те кто стремился доказать, что они такие же как все, что вызывало уважение среди окружающих. Но были и те, кто стремился вызвать жалость, получить поблажку. В этом случае приходилось работать и с ребятами и с родителями, убеждая и тех и других, что поблажки не приведут к успеху, а только увеличат пробелы в знаниях.
Нельзя не сказать о значительно возросшей роли индивидуального подхода к каждому студенту данной категории. Студентам с дефектами слуха необходимо большее количество практических занятий, индивидуальных консультаций. В этом случае особая роль отводится наставнику, который призван оказывать помощь, в решении проблем возникающих в процессе обучения.
В 2010 году студенты с дефектами слуха успешно защитили дипломы по специальности 260906 «Конструирование изделий из кожи», двое из них трудоустроились по специальности, тем самым, реализовав свой девиз: «Мы такие же, как все!».

Категория: Обучение | Просмотров: 1440 | Добавил: scale | ключевые слова: инвалиды, слабослышащие, обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: : 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Нужно ли дистанционное обучение в "РосЗИТЛП"?
  
Всего ответов: 392

Гость

Выход с сайта
Наш адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 63 Телефон/факс: (3812) 31-00-96
Электронная почта: info@mgutu-omsk.ru
Для корректного отображения страниц сайта, пожалуйста, используйте браузер Firefox.
Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске © 2010-2024
МГУТУ им. Разумовского
Rambler's Top100 счётчик на сайте РосЗИТЛП в Омске Яндекс.Метрика Тиц и pr сайта конкурс сайтов
Разработка сайта: © scale, 2010-2024
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0