росЗИТЛП в Омске: расписание, высшее образование, курсы, дистанционное обучение

УСТАВ ГОУ ВПО РосЗИТЛП
Устав
план работы филиала Росзитлп мгуту в омске
План работы
СДО Прометей
Вход в СДО «Прометей»
Расписание занятий студентов
Расписание занятий
Конференции
Конференция
Контакты
Контакты

Меню сайта

Категории
ЕГЭ
ФГОС
Довузовская подготовка
Обучение
Дистанционное обучение
Рейтинговая оценка

Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Все новости

Статьи » 2011 » Июль » 1 » К вопросу о подготовке к ЕГЭ по обществознанию

11:39
К вопросу о подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Степанов В.Е.
Степанов Владислав Евгеньевич
(ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности»,
филиал в г. Омске)


            

   В 2009 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой  аттестации для выпускников 11-х классов общеобразовательных школ и одновременно вступительным испытанием для поступления в российские вузы. Данное обстоятельство требует особого внимания по отношению к выработке методических основ подготовки выпускников к сдаче данного экзамена. В нашей статье мы попытаемся озвучить основные положения, необходимые для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, который в настоящее время является одним из наиболее востребованных при поступлении.

   Единый государственный экзамен по обществознанию является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования (утвержден в 2004 г.) и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (утвержден в 1999 г.). ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМ). В целях обеспечения стандартизации измерения на каждый год создаются документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ [1].
    К сожалению, приходится констатировать, что учебный процесс в школах не всегда соответствует логике подготовки  к ЕГЭ по обществознанию. В основе этого обстоятельства лежит целый комплекс причин, начиная с содержания учебной литературы, используемой на уроках и заканчивая формами и методами работы, применяемыми преподавателями.
В этой связи хотелось бы выделить ряд требований, необходимых, на наш взгляд, при выборе методики подготовки к ЕГЭ.
Первая группа требований относится к преподавателям обществознания.
 1. Подбор теоретического материала, необходимого для подготовки учащихся. При  этом специфика дисциплины «обществознание» состоит в том, что задания, представляющие все содержание школьного предмета сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Общество. Духовная жизнь общества»; «Человек. Познавательная деятельность»; «Экономическая сфера жизни общества»; «Социальные отношения»; «Политика»; «Право». При этом можно выделить издания, которые, на наш взгляд, в большей степени соответствуют требованиям теоретической подготовки к ЕГЭ [2].
 2. Подбор и решение тестовых баз ЕГЭ по обществознанию, мониторинг содержания и изменений (как количественных, так и качественных) в структуре экзаменационных заданий [3]. Это позволяет учителю лучше анализировать содержание и структуру экзаменационных работ, более качественно подходить к отбору теоретического материала.
 3. Планирование содержания занятий в соответствии со спецификой тестовых заданий, при этом из теоретического материала необходимо исключить ту часть содержания, которая не применяется в тестовых заданиях Единого государственного экзамена.
 4. Выработка дифференцированного подхода в случае работы в классах, где есть как дети, сдающие ЕГЭ по обществознанию, так и не сдающие данную дисциплину в формате ЕГЭ.

          
Вторая группа требований относится к совместной деятельности учителей и абитуриентов в рамках подготовки к ЕГЭ.


1. Изучение теоретического материала, необходимого для решения тестовых заданий. При этом может использоваться как лекционный курс, так и работа с учебником, выбранным в качестве основного в процессе подготовки. В тексте выделяется  содержание, составляющее основу заданий ЕГЭ по обществознанию.
2. Особое внимание стоит выделить изучению определений понятий. Данное требование необходимо при решении заданий уровня «А», а также заданий уровня С5, где требуется дать определение представленного термина и составить два предложения, содержащих информацию о данном понятии.
3. При подготовке учащихся следует обратить внимание на знание таких теоретических основ, как признаки, функции, различные классификации, которые необходимы при выполнении заданий различного уровня сложности.
4. Отдельного самостоятельного разбора требуют задания категории «С». При этом особое внимание стоит уделить специфике работы с каждым представленным типом задания.     
Например, в ЕГЭ образца 2010 года по обществознанию появился новый тип задания – составление развернутого плана (задание С8). При его проверке учитываются ряд условий, на которые в процессе подготовки следует особо обратить внимание. Это логика составления плана, охват основных проблем заявленной темы, требования к количеству пунктов плана (не менее четырех, при этом не менее двух из них должны быть детализированы в подпунктах).

5. Для лучшего усвоения теоретического материала необходимо сочетать объяснения с решением тестовых заданий разных уровней сложности. Например, после 2-3 теоретических занятий по разделу «Политика», заняться решением практических заданий в рамках данной тематики.
6. Еще один аспект подготовки – умение учащимися приводить примеры, основанные на личном опыте и непосредственно из курса дисциплины. При этом достаточно часто для ребенка это становится проблемой, что может быть связано как с узостью кругозора учащегося, так и с недостаточной глубиной получаемых знаний по обществознанию. При этом дисциплина самым тесным образом связана с повседневной жизнью каждого человека, является отражением логики процессов, происходящих в стране и мире.
7. Наиболее трудоёмкой является выработка умения написания мини-сочинения (эссе). Для выполнения данного задания требуются не только владение теорией,  но и знание алгоритма написания работы (выделение контекста представленного высказывания, выработка личной позиции, аргументация собственного мнения через теорию и факты общественной жизни, написание вывода). Раскрытие содержания темы эссе осуществляется в рамках указанной дисциплины (философия; социальная психология; экономика; социология; политология; правоведение), при этом учащийся не  должен допускать перехода к использованию теоретических основ из иной социальной науки (например, раскрытие темы эссе по философии через социальную психологию и.т.д.)
    
   Таким образом, система подготовки к ЕГЭ по обществознанию включает в себя комплекс мероприятий, которые требуют необходимого уровня знаний преподавательского состава и согласованного взаимодействия педагогов и учащихся в рамках подготовки к экзаменационному испытанию.

                        

Список используемой литературы.
1. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена    2009 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования http://www.serpschool.ru/Docspdf/R_4_7.pdf

2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2009. 478 с. Клименко А.Л., Румынина В.В. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М., 2004. 480 с.

3. Рутковская Е. Л. Изменения в ЕГЭ по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. N 2. С. 25-29.



Категория: ЕГЭ | Просмотров: 2030 | Добавил: Степанов | ключевые слова: В.Е. Степанов, егэ, статьи, обществознание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: : 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Нужно ли дистанционное обучение в "РосЗИТЛП"?
  
Всего ответов: 392

Гость

Выход с сайта
Наш адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 63 Телефон/факс: (3812) 31-00-96
Электронная почта: info@mgutu-omsk.ru
Для корректного отображения страниц сайта, пожалуйста, используйте браузер Firefox.
Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске © 2010-2021
МГУТУ им. Разумовского
Rambler's Top100 счётчик на сайте РосЗИТЛП в Омске Яндекс.Метрика Тиц и pr сайта конкурс сайтов
Разработка сайта: © scale, 2010-2021
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0