росЗИТЛП в Омске: расписание, высшее образование, курсы, дистанционное обучение

УСТАВ ГОУ ВПО РосЗИТЛП
Устав
план работы филиала Росзитлп мгуту в омске
План работы
СДО Прометей
Вход в СДО «Прометей»
Расписание занятий студентов
Расписание занятий
Конференции
Конференция
Контакты
Контакты

Меню сайта

Категории
ЕГЭ
ФГОС
Довузовская подготовка
Обучение
Дистанционное обучение
Рейтинговая оценка

Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Все новости

Статьи » 2011 » Июль » 10 » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

16:56
Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе
Волгина Т.Ю., ОмГПУ

Волгина Татьяна Юрьевна

(ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»)


  

 Термин "довузовская подготовка" начинают активно использовать в педагогической литературе в период реформирования системы высшего профессионального образования России в 90-е годы ХХ века. В широком смысле термин "довузовская подготовка" употребляется для обозначения совокупности образовательных учреждений - колледжей, лицеев, гимназий, являющихся образовательными учреждениями нового типа, структурными элементами интегрированных систем многоуровневого высшего профессионального образования.
   В узком смысле "довузовская подготовка" рассматривается как форма образования, осуществляющая обучение старшеклассников для поступления в вуз на базе конкретного высшего учебного заведения.

    Первый этап  развития довузовской подготовки обусловлен революционными преобразованиями в России, острой нехваткой профессиональных кадров и необходимостью их подготовки из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. стали организовывать образовательные структуры нового типа – рабочие факультеты (рабфаки). Они сыграли очень важную роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи, не имеющей среднего образования, к поступлению в высшие учебные заведения.
    Второй этап развития связан с расширением в 60-е годы ХХ века системы довузовской подготовки. В этот период создают стационарные и дистанционные, вузовские и вневузовские, школьные и внешкольные, а также открытые формы довузовской подготовки (без предварительного отбора учащихся).
    Третий этап связан с реформированием российской системы образования в начале 90-х годов ХХ века: в этот период начинает развиваться многоуровневая система высшего образования; получают практическое воплощение идеи непрерывного образования.
   Предлагаю обратить внимание на следующие особенности организации довузовской подготовки в современной российской системе образования:
  • добровольность участия;
  • свободный выбор содержания, форм и видов деятельности;
  • возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития учащихся;
  • возможность организации неформального образовательного процесса, где приоритет отдается, прежде всего, передаче опыта творчества;
  • непрерывность образовательного процесса, так как он переходит последовательно из одной стадии в другую;
  • нестандартный подход к оценке результатов деятельности школьников;
  • динамическая ориентация образовательного процесса на профессию.

     Идея непрерывного образования состоит в том, что общеобразовательная и профессиональная подготовка в сочетании с общекультурным, гуманистическим становлением личности сопровождают человека на протяжении всей его жизни, создавая условия для осознанного выбора каждым человеком самообразования, которое в наибольшей мере соответствует его интересам, мотивам, ценностным ориентациям.
    Обращаясь к месту и роли довузовской подготовки в системе непрерывного образования, следует отметить, что в системе педагогических знаний не выделяют довузовскую подготовку в отдельную отрасль. Следствием неопределенности отношения педагогической науки к проблеме перехода от средней школы к высшей можно считать отсутствие категории довузовской подготовки в законодательстве Российской Федерации.
     Вопросы образования в нашем государстве регулируют два законодательных акта – «Закон об образовании» и «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании». Но ни в одном из них не присутствует категория довузовской подготовки. Этому есть ряд объективных причин.
     Одной из них можно считать отношение к довузовской подготовке как к системе, носящей вспомогательный характер, ориентированной на решение утилитарной задачи – поступление потенциального абитуриента в высшее учебное заведение, а как следствие – отсутствие конкретного квалификационного результата, то есть, если говорить формальным языком, образования. Как известно, «в системе профессионального образования нашей страны выделяются четыре квалификационных уровня: 1. рабочих профессий; 2. специалистов среднего звена; 3. специалистов высшей квалификации; 4. специалистов научной квалификации» [2, С.36].
Ни одному из перечисленных уровней выпускник практически любой организационной формы довузовской подготовки не соответствует.
     Вторая причина кроется в дополнительном характере довузовской подготовки и в почти полном отсутствии специализированных образовательных учреждений, ее осуществляющих. Довузовскую подготовку слушатели проходят либо непосредственно в вузах, либо в общеобразовательных учебных заведениях. Однако рассматриваемый вид образовательной деятельности не является главной целью ни в одном из них, что подтверждает, например, «Типовое положение об общеобразовательном учреждении»: «Общеобразовательное учреждение является основным звеном непрерывного образования и предоставляет право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов».
    Третья причина связана с изменениями педагогической практики в стране. Если в советское время подготовку к обучению в высшем учебном заведении осуществляла средняя общеобразовательная школа, то теперь она, к сожалению, с трудом справляется с этой функцией. Связано это с несовпадением учебных программ различных предметных областей, автономным существованием вузов, особенностями требований ЕГЭ, различным эквивалентным содержанием школьной пятибалльной системы, образовательной спецификой регионов.
      Касаясь возрастных рамок, довузовскую подготовку также можно рассматривать двояко. В широком смысле она включает в себя все ступени, которые предшествуют вузовскому этапу. Но традиционно этот термин «используют применительно к образовательным услугам, получаемым учащимися старших классов образовательных учреждений разного типа сверх базисного плана или в рамках его инвариантной части, как правило, при прямом или косвенном участии в образовательном процессе высших учебных заведений, а также на подготовительных курсах, малых факультетах и факультетах довузовской подготовки вузов» [1, С.17]. Иными словами, в этом случае возрастные рамки довузовской подготовки значительно сужаются и охватывают период осознанной подготовки молодежи к поступлению в вуз (как правило, это ученики 10х – 11х классов средней школы и лица, получающие начальное и среднее профессиональное образование).
    Считаем, что довузовская подготовка – специфическая педагогическая категория, которую следует понимать как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи.
     Любой учитель, студент, ученик и т.д. обязательно взаимодействует с образовательной средой, в которой он должен адаптироваться, усвоить ее нормы и правила, измениться сам (личностно и профессионально), и по возможности влиять на изменение, развитие этой среды.
    Особенно значимым в профессиональном становлении личности является период между школой и вузом, когда школьники, молодёжь зачастую проявляют скоропалительный, необоснованный выбор профессии.
     В этих условиях довузовская подготовка, реализуя принцип профессионализации, старается способствовать более успешной социализации молодёжи, гибко реагируя на такие факторы, как возраст учащегося, место его рождения и/или проживания, национальность, уровень развития, семья, среда окружения и др.
   В основу процесса довузовской подготовки положен ряд таких характеристик как:
  • гибкость и динамичность, что означает быстрое перестраивание ее в соответствии с изменяющимися потребностями общества и личности;
  • параллельность, которая предполагает одновременное обучение учащихся в системе основного и дополнительного образования;
  • преемственность, органично дополняющая учебный процесс в основном и дополнительном образовании;
  • рационализация содержания обучения (непосредственная связь его с целями обучения, внимание к междисциплинарным курсам);
  • открытость - здесь могут обучаться без предварительного отбора не только школьники - учащиеся выпускных классов, но и другие группы и категории учащихся;
  • усиление внимания к вопросам профориентации, раннего профессионального отбора в подготовке специалистов;
  • развитие форм и режимов обучения в направлении обеспечения максимальной "дружественности" по отношению к слушателям.
   Подзолков В. Г. указывает, что достижение цели образовательной политики в системе непрерывного образования должно выстраиваться как постоянное взаимное согласование запросов и возможностей, и координации действий, по крайней мере, разных пяти групп «пользователей», заинтересованных, каждый по-своему, в деятельности системы образования и поэтому активно проводящих свою политику в отношении последней. Первый «пользователь» - это государство, перед которым школа отвечает за то, какого гражданина она формирует. Второй - это город как мегаполис, требующий своего специфического регионального образования, или район, обладающий качественно другими образовательными потребностями в сравнении с мегаполисом. Третий - это различные социальные слои и группы населения города или района, чьи образовательные потребности школа призвана удовлетворять. Четвертый - это семья и региональная общественность, вместе с которыми школа должна осуществлять воспитание и социализацию детей и подростков. Пятый - это те полипрофессиональные сообщества, которые сегодня создают фрагменты новых наук и практик XXI века и нуждаются в принципиально новых определяющих системах образования.
    Через систему образования в регионе должно осуществляться качественное воспроизводство работников любой сферы (а, следовательно, поддержание оптимального функционирования региона как определенного социума), должны идти процессы социализации и развития людей, отвечающих требованиям времени, способных на качественно новом уровне развивать все общественные сферы региона; образование в регионе должно помочь сохранить существующий уровень жизни, общественного производства, культуры и т. д. на этапе спада и оказать существенное влияние на реализацию этапа возрождения и подъема. Региональная система образования должна противостоять чужеродным воздействиям нехарактерного образа жизни, антикультуры, избирательно подходить к трансляции зарубежного образовательного опыта, исключая его необоснованное доминирование, противостоять формальному реформизму, который губительно действует на все сферы жизни общества, разрушает преемственность и динамизм общественного развития.
     И здесь важно отметить, что старшеклассники, нацеленные на получение высшего образования, занятые в системе довузовской подготовки, будут отвлечены от праздного времяпрепровождения и в значительной степени застрахованы от влияния антикультуры. Несомненно, что для профориентации личности, например, в области профессионально-педагогического образования очень важно, когда учащийся видит своё положительное влияние на сверстников, обусловленное его личным целеустремленным поведением, и это укрепляет уверенность молодого человека в правильном выборе его будущей профессии. Но стартовые возможности перехода со ступени среднего образования на ступень высшего образования, в силу некоторых объективно сложившихся в нашей стране причин, существенно различаются для многих школьников. И именно система довузовской подготовки способна взять на себя функцию подтягивания этих стартовых позиций для тех представителей школьной молодежи, которые, по независящим от них причинам, были лишены этой возможности. На наш взгляд, именно система довузовской подготовки может взять на себя функцию коррекции работы отдельных подсистем целостной системы образования в регионе.
     Из всего многообразия выявленных нами характеристик довузовской подготовки наибольшее значение, на наш взгляд, для ее развития имеют те характеристики, которые в совокупности выражают социальную сущность довузовской подготовки. В их число мы включаем следующие характеристики: самостоятельный вид подготовки; самоценный вид подготовки; вид подготовки, способный к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности; личностно ориентированный вид подготовки; вид подготовки, направленный на формирование контингента абитуриентов для вуза; вид подготовки, направленный на подготовку к Единому государственному экзамену; вид подготовки, направленный на профориентационную работу со старшеклассниками; вид подготовки, организующий взаимодействие старшеклассников с вузовской средой, с образовательным и культурным пространством высшего учебного заведения.
  Исходя из перечисленных характеристик довузовской подготовки можно создать в этой системе старшекласснику такие условия обучения и развития, в которых он будет успешно адаптироваться как личность активная, творческая, саморазвивающаяся.
   Данные характеристики являются реальными, что подтверждается как их историческими корнями, так и концептуальными положениями развития современного образования в целом и довузовской подготовки в частности, как части этого целого.
    Вышесказанное является одним из существенных условий, определяющих последующее качество обучения, а в конечном итоге - и уровень профессиональной подготовленности специалиста.



Литература:

1. Иванова Е.В. Какая школа нужна вузу. - Сб. "Актуальные проблемы совершенствования высшей школы". - СПб, 2002.
2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2001. - 224 с.
3. Маурина С.Ю. Система управления процессом довузовской подготовки как части непрерывного образования в России, основные тенденции его развития, реформирования и рекомендации по использованию накопленного опыта работы. Дисс…канд.экон.наук.- М., 1999. – 214 с.
4. Подзолков В. Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009. 263 с.
5. ФЗ РФ "Об образовании”, Москва, Кремль. 10 июля 1992. № 3266-1 (ред.16.11.97) // Консультант Плюс: Версия Проф.



Категория: Довузовская подготовка | Просмотров: 3040 | Добавил: scale | ключевые слова: педагогика, довузовская подготовка, Т.Ю. Волгина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: : 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Нужно ли дистанционное обучение в "РосЗИТЛП"?
  
Всего ответов: 392

Гость

Выход с сайта
Наш адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 63 Телефон/факс: (3812) 31-00-96
Электронная почта: info@mgutu-omsk.ru
Для корректного отображения страниц сайта, пожалуйста, используйте браузер Firefox.
Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске © 2010-2024
МГУТУ им. Разумовского
Rambler's Top100 счётчик на сайте РосЗИТЛП в Омске Яндекс.Метрика Тиц и pr сайта конкурс сайтов
Разработка сайта: © scale, 2010-2024
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0