росЗИТЛП в Омске: расписание, высшее образование, курсы, дистанционное обучение

УСТАВ ГОУ ВПО РосЗИТЛП
Устав
план работы филиала Росзитлп мгуту в омске
План работы
СДО Прометей
Вход в СДО «Прометей»
Расписание занятий студентов
Расписание занятий
Конференции
Конференция
Контакты
Контакты

Меню сайта

Категории
ЕГЭ
ФГОС
Довузовская подготовка
Обучение
Дистанционное обучение
Рейтинговая оценка

Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Все новости

Статьи » 2011 » Август » 26 » Вопросы проектирования учебных групп в условиях заочного обучения

11:37
Вопросы проектирования учебных групп в условиях заочного обучения
калинина О.Г.


Калинина Ольга Геннадьевна

(ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности»,
филиал в г. Омске)


Заборская С.А.
Заборская Светлана Александровна
(ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности»,
филиал в г. Омске)

Руководитель – д.ф.-м.н., профессор Колоколов А. А.


Статья посвящена актуальной проблеме формирования студенческих учебных групп и подгрупп в условиях заочного обучения с высокой степенью гетерогенности. В работе проводится анализ данной проблемы, и рассматриваются возможные пути ее решения. Изучаются студенческие группы филиала  ГОУ ВПО «Российского заочного института текстильной и легкой промышленности» в г. Омске, с целью формирования оптимально сбалансированных групп и подгрупп для успешного овладения студентами профессиональными знаниями.

Для повышения качества образования в условиях заочного обучения, успешного овладения студентами профессиональными знаниями, обеспечения более высокого уровня преподавания необходимо пересмотреть подход к формированию учебных групп и подгрупп с высокой гетерогенностью контингента.
Существует ряд правил, которые используются на практике при распределении студентов в учебные группы и подгруппы:
1. Весь списочный состав студентов делят в алфавитном порядке без учета особенностей каждого студента (возраст, лидерство, личные пожелания, гендерный признак, базовое образование).
2. Распределение студентов в подгруппы по изучаемым иностранным языкам (в последнее время основным языком является английский, поэтому вузы самостоятельно отходят от этого распределения, так как группы получаются неоднородные по количеству студентов).
3. Деление на группы и подгруппы в соответствии с базовым уровнем образования (в принципе это достаточно хороший критерий распределения студентов, но он не дает представления об уровне знаний по предыдущему образованию, так как время получения базового образования у студентов, поступающих в заочные вузы различное).
4. Выделение групп по уровню знаний (это основной принцип распределения учащихся в школах). Мы его тоже рассматриваем, так как накоплен достаточно большой опыт, который полезно проанализировать в условиях заочного обучения.
5. В последнее время особое внимание уделяется принципу деления по гендерному признаку (выделяют отдельные мужские и женские группы). У этого признака имеются свои плюсы, такие как отличие в преподавании дисциплины для лиц женского и мужского пола, снижение психологических комплексов между разными гендерными группами.
В настоящее время в ВУЗах с заочной формой обучения, в том числе, в Филиале ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности» в г. Омске, формирование групп и подгрупп осуществляется в основном традиционным способом по п.1, в котором на наш взгляд  недостаточно учитывается гетерогенность контингента в условиях заочного обучения.
Задача данного исследования – разработка методов проектирования сбалансированных групп и  подгрупп в условиях заочного обучения. Эта задача является достаточно сложной, требует выделения основных признаков гетерогенности контингента, содержательной математической постановки задачи, использования современных методов и моделей оптимизации.
При изучении гетерогенности рассматриваются следующие признаки:  по гендерному признаку,  возрастному параметру (студенты от 18 до 50 лет), уровню знаний, результатам вступительных испытаний.
Один из возможных путей решения указанной задачи – создание сбалансированных групп и подгрупп по всем указанным признакам. Для этого представляется важным выявить студента-лидера с организаторскими способностями, установить ограничения по гендерному признаку, по возрастному параметру, по уровню знаний. В процессе анализа использовалась балльная система, на основе которой сформированы группы и подгруппы, близкие по количеству набранных баллов по каждому признаку.
Предположим, что по результатам работы отборочной комиссии мы имеем некий контингент студентов, зачисленных на поток. Каждому студенту присваиваем номер хi, по которому будем в дальнейшем учитывать его в базе данных. Также  каждому студенту присваиваем набор признаков p1 – p6, по которым распределяем в группы.
Первоначально из всего потока по результатам анкетирования выделяем лидеров (признак p1). Выбранных студентов распределяем по подгруппам и в дальнейшем в распределении они уже не участвуют.
Лидер – задает общий тон в группе, держит под контролем групповую динамику. Определить лидера можно по результатам анкетирования. Для этого существует множество доступных психологических тестов, основанных на разных методиках.
С учетом специфики специальностей в качестве второго показателя будем рассматривать гендерный признак (р2) для  создания комфортного психологического климата в группе. На технические специальности лиц женского пола поступает гораздо меньше, чем лиц мужского пола, и возникает необходимость на наш взгляд внести ограничение на нижнюю границу студентов одного пола. Если студентов одного пола менее трех, то включаем их в одну подгруппу. Если  по гендерному признаку группы достаточно однородные (порядка 7-12 студентов одного пола), то распределяем студентов одного пола по возрасту.
Возраст (обозначим р3), в студенческих группах варьируется от 18 до 50 лет, причем основная масса студентов варьируется в пределах 25-35 лет. Наша задача сформировать разумно структурированные группы с учетом младшего, среднего и старшего возраста. Для этого определяем три возрастных диапазона: до 25 лет, 25-35 лет, 36 лет и старше. Сначала распределяем студентов из среднего диапазона по подгруппам и к ним добавляем студентов из младшего и старшего диапазонов так, чтобы общая структура групп была приблизительно одинакова.
Четвертый признак – результаты вступительных испытаний (р4). Все баллы, полученные по результатам вступительных испытаний, разбиваем на пять диапазонов с интервалом в 25 баллов.  После первоначального разбиения на подгруппы необходимо провести корректировку возрастного признака, чтобы по баллам группы были максимально однородные.
Пятый признак – уровень базового образования (р5). Изначально он уже имеет три категории: средняя школа, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование.
Шестой (дополнительный) признак, но не менее важный – это пожелания студентов (р6). При анализе вышеуказанных признаков может возникнуть ситуация неоднородного количественного распределения, что позволит с учетом пожеланий переводить студентов из одной группы/подгруппы в другую.
Нами проведены исследования вопросов формирования подгрупп студентов I курса специальностей 150406 «Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности»,  080502 «Экономика и управление на предприятии» на основе приказов на зачисление по результатам вступительных испытаний, и студентов II курса  специальности 240502 «Технологии пластических масс и эластомеров» с учетом  результатов анкетирования.
Такое разнообразие по курсам обусловлено тем, что на первом курсе происходит знакомство в группе,  установление  межличностных отношений и распределение ролей. А на втором курсе уже с учетом сложившихся отношений в группе следует внести уточнение и корректировку по проектированию «оптимальной» группы.
В проведенной нами работе по формированию групп и подгрупп в условиях высокой гетерогенности контингента в заочном Вузе использовался пакет MS Excel.
 
дмаграмма

Рис. 1 – Информация о сформированных подгруппах с учетом признаков гетерогенности контингента

Из рисунка 1 показаны «оптимально» сформированные подгруппы с учетом всех вышеперечисленных признаков. Аналогично были сформированы подгруппы 141-09 специальности «Экономика и управление на предприятии» и 231-08 специальности «Технология переработки пластических масс и эластомеров». Причем, в группе 231-08 после сложившихся межличностных отношений были внесены уточнения и переформированы учебные подгруппы с учетом пожеланий студентов. Необходимо отметить, что это коснулось лишь троих студентов, в этой ситуации можно сделать вывод, что шестой признак «личные пожелания» является не столь важным при использовании основных пяти критериев. Указанные показатели были выбраны и одобрены студентами на этапе анкетирования.
Использование пакета MS Excel требует много ручного труда (ручной ввод множества признаков по каждой группе, теоретический анализ, ручная выборка при формировании оптимальных подгрупп). В настоящее время для решения этой задачи разрабатываются математические модели дискретной оптимизации для проведения расчетов и апробации их на практике.
В заключение следует отметить, что обучение студентов в «оптимально» сформированных подгруппах позволит ему лучше адаптироваться в сложных условиях и успешнее овладевать профессиональными знаниями.

Список литературы:
1. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320
2.  Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. – Киев, 1975. – 128 с.
3.  Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
4.  Формирование учебных групп с высокой гетерогенностью в условиях заочного обучения: Сборник научных статей XI Всероссийской научно-инновационной конференции аспирантов, студентов и молодых ученых с элементами научной школы «Теоретические знания – в практические дела» (с международным участием). 5-16 апреля 2010 года. / В двух частях.: Ч.2.-Омск: Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске, 2010.-с.56.




Категория: Обучение | Просмотров: 1442 | Добавил: scale | ключевые слова: заочное обучение, группы, обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: : 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Нужно ли дистанционное обучение в "РосЗИТЛП"?
  
Всего ответов: 392

Гость

Выход с сайта
Наш адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 63 Телефон/факс: (3812) 31-00-96
Электронная почта: info@mgutu-omsk.ru
Для корректного отображения страниц сайта, пожалуйста, используйте браузер Firefox.
Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске © 2010-2021
МГУТУ им. Разумовского
Rambler's Top100 счётчик на сайте РосЗИТЛП в Омске Яндекс.Метрика Тиц и pr сайта конкурс сайтов
Разработка сайта: © scale, 2010-2021
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0