росЗИТЛП в Омске: расписание, высшее образование, курсы, дистанционное обучение

УСТАВ ГОУ ВПО РосЗИТЛП
Устав
план работы филиала Росзитлп мгуту в омске
План работы
СДО Прометей
Вход в СДО «Прометей»
Расписание занятий студентов
Расписание занятий
Конференции
Конференция
Контакты
Контакты

Меню сайта

Категории
ЕГЭ
ФГОС
Довузовская подготовка
Обучение
Дистанционное обучение
Рейтинговая оценка

Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Все новости

Статьи » 2011 » Август » 8 » Заочное обучение: сегодня и завтра

11:37
Заочное обучение: сегодня и завтра

Захарченко Е.Г.
Захарченко Елена Германовна
(ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности»,
филиал в г. Омске)

   В законе Российской Федерации «Об образовании» одной из форм получения образования с учетом потребностей и возможностей личности определена заочная форма обучения. Следовательно, форма получения образования есть форма обучения и понятия «заочная форма получения образования», «заочная форма обучения», «заочное обучение» понятия равнозначные. Исходя из определения, что «форма обучения представляет собой виды занятий (лекция, семинар и т.д.), организуемые с учетом количества обучаемых, отводимого времени, характера помещений и оборудования» [1], делаем вывод, что форма обучения, форма получения образования характеризуют внутреннюю организацию, структуру образовательного процесса. Именно форма обучения отличает одни формы получения образования от других.

    Заочный - осуществляемый вне непосредственного контакта с кем-нибудь [2, с.209]. Исходя из данного определения, делаем вывод, что внутренняя организация заочной формы обучения основана вне непосредственного, либо на основе ограниченного контакта участников образовательного процесса. На основе данных рассуждений, уточняем понятие «заочная форма обучения». Заочная форма обучения это форма получения образования с учетом установления определенного режима сессионных периодов, форм и методов проведения занятий, консультаций, контроля знаний, оптимальных для самостоятельного обучения студентов.
    В настоящее время группа ученых обратилась к исследованиям в области заочного обучения. В основном они направлены на совершенствование заочной формы обучения средствами информатизации, элементами дистанционного обучения (С.Г. Бондарева, З.Г. Гончарова, П.В. Закотнова, Е.В. Захарова). Исследователи И.И. Ашкинадзе, И.А. Субач, А.В. Суворова изучают возможности формирования в процессе обучения в заочном вузе профессиональной самореализации, профессионально-ориентированой самоактуализации. Л.М. Устич исследует проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых. Н.Н. Быкова рассматривает возможности развития заочного обучения в высшей школе средствами открытого образования.
Совершенствование заочного обучения, предлагаемое отечественными исследователями, происходит с позиций:
  • нормативно-методического подхода (М.Э. Барский, С.Г. Вершловский, Р.В. Бердичевский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). Основная идея данного подхода - создание системы нормативно-методического обеспечения заочного обучения, включающего нормирование объемов учебной работы, регламентацию и стандартизацию методического обеспечения;
  • кибернетического подхода (З.О. Джалиашвили, И.Г. Шамсутдинова, М.Г. Касимов). В рамках кибернетического подхода заочное обучение рассматривается как система со слабой обратной связью, и возможность повышения ее эффективности связывается с повышением быстродействия этой связи;
  • коммуникационно-технического подхода (В.И. Овсянников, А.В. Густырь, М.П. Лапчик, В.В. Вержбицкий, С.П. Крицкий). Сущностью подхода является развитие, совершенствование недостаточно активной коммуникации между преподавателями и студентами, возмещение ее различными аудиовизуальными и компьютерными обучающими средствами;
  • структурно-логического подхода (И.В. Роберт, Е.С. Полат, С.П. Крицкий). Исследование проблем заочного обучения с позиций структурно-логического подхода связывает возможность их рационального решения с упорядочением структуры и логики содержания учебных предметов, учебников, методических пособий и т.д.
Заочная форма обучения прошла определенные этапы своего становления и развития. В основе ее возникновения находились идея соединения обучения с производственным трудом, принципы политехнизма, доступности и самообразования. Заочная форма обучения была создана первоначально как одна из дополнительных форм образования с целью обеспечения гарантии социального равенства прав на образование различных слоев общества. Постепенно заочная форма приобрела статус равноправной с очной и сформировалась как самостоятельная образовательная система.
Начиная с 1990-ых годов, привлекательность российского заочного образования стала падать, поскольку экономические условия в стране стали более стабильными, но в данный момент заочная форма обучения востребована и по данным СМИ поступление в заочные вузы имеет тенденцию к стабилизации (рис. 1) [4].

 динамика поступлений абитуриентов в заочные вузы

Рис. 1. Динамика поступлений абитуриентов в заочные вузы (1960-2000 гг.)

   Сегодня заочное образование, являясь структурным компонентом системы российского образования, переживает период модернизации. К 2015 году планируемый переход к двухуровневому высшему образованию должен существенно повысить мобильность, конкурентоспособность системы профессионального образования [3]. Заочная форма обучения может занять определенную нишу в системе профессионального образования - это реализация образовательных программ первой ступени образования - бакалавриата, стать основой для повышения квалификации и профессионального развития на протяжении всей жизни.
    На основе вышесказанного, можно сделать вывод, наличие исторических корней, функционирование в течение продолжительного времени, состоятельность в подготовке профессиональных кадров, доказывают актуальность и перспективность развития заочного образования в России. На необходимость совершенствования заочной формы обучения указывают и другие не менее значимые причины и особенности развития нашей страны. Это, прежде всего географические особенности, большая территориальная протяженность, отсюда удаленность научно-образовательных центров. Особенности в социально-экономическом развитии страны и регионов (социальное и экономическое расслоение общества), проявляющиеся в появлении значительного количества желающих получить образование, но не имеющих средств на очное образование и вынужденных совмещать обучение и работу. Важной особенностью является многонациональный состав России, а также наличие стран ближнего зарубежья с многочисленным русскоговорящим населением, желающим получить образование на русском языке и не имеющим возможности, материальных средств обучаться в очных вузах в больших образовательных центрах России. За необходимость и перспективность дальнейшего развития и совершенствования заочной формы обучения говорят и современные миграционные процессы, которые происходят в мире и нашей стране. Заочное образование получают граждане России, проживающие за пределами страны, а также граждане других стран, временно проживающие на территории России (китайцы, вьетнамцы и т.д.). Следовательно, заочное образование на своем уровне может успешно решать образовательные задачи в соответствие с приоритетными направлениями государственной политики в области образования и требованиями новых стандартов: развитие самостоятельной личности - человека «культуры», общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников, гуманистический характер образования.

Литература
1.   Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей / И.И. Ильясов, Н А Галатенко. - М. : Логос, 1994. - 205 с.
2.   Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская А.Н.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.
3.  http://mon.gov.ru/dok/akt/4674/. Реморенко И.М. Он-лайн конференция по теме ««Российское образование - 2020»: оценка качества и содержания образования». МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2008.
4.  http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/6724/. Фурсенко А.А. Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации «О российской государственной политике в области высшего образования», 2010.

Категория: Обучение | Просмотров: 1133 | Добавил: scale | ключевые слова: заочное обучение, Е.Г. Захарченко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: : 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Нужно ли дистанционное обучение в "РосЗИТЛП"?
  
Всего ответов: 392

Гость

Выход с сайта
Наш адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 63 Телефон/факс: (3812) 31-00-96
Электронная почта: info@mgutu-omsk.ru
Для корректного отображения страниц сайта, пожалуйста, используйте браузер Firefox.
Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске © 2010-2021
МГУТУ им. Разумовского
Rambler's Top100 счётчик на сайте РосЗИТЛП в Омске Яндекс.Метрика Тиц и pr сайта конкурс сайтов
Разработка сайта: © scale, 2010-2021
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0